1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической
службы в дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей № 17» и является правовой и
организационно методической основой организации деятельности.
1.2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного,
интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на охрану
здоровья всех участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог
дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей №17».
1.4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка
и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип «Не
навреди!»
1.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа
жизни для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего
поколения, формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех
этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию
позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения
личностного и социального развития у детей дошкольного возраста и занимается
профилактикой подобных нарушений.
1.6. Педагог психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом
дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» и родителями.
1.7. Важнейшим условием эффективности работы является взаимодополняемость
позиций психолога и педагогов дошкольного отделения в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие
плодотворной работы.
1.8. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, логопедии и других областях, органами опеки и
попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности,
оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.
Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и
взаимодополняемости позиций.
1.9. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать
специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее
образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности
«Психология» в объеме не менее 1200 часов и имеющие диплом государственного
образца.
1.10. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании согласно действующим нормативам в системе образования
Российской Федерации.
1.11. Педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17»
подчиняется заведующему дошкольного отделения и директору МБОУ «Школа – лицей
№ 17».
1.12. Профессиональное управление осуществляется методистом МБУ ДПО «ИМЦ» г.
Симферополя.
1.13. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет 18 часов в
неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и инструктивным
письмом от 04.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога психолога образовательного учреждения». Из них: 9 часов в неделю отводится на
индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную,
коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками;
На экспертную, просветительскую, консультационную работу с родителями и
педагогическими работниками по вопросам развития, обучения и воспитания детей в
детском саду; На участие в ППк детского сада. Остальное время (9 часов) приходится на
подготовку к индивидуальной и групповой работе, обработку результатов и полученных
данных, подготовку к экспертно- консультационной работе с педагогическими
работниками
и
родителями
(законными
представителями)
воспитанников;
организационно-методическую деятельность. Выполнение указанной работы педагогпсихолог может осуществлять как непосредственно в образовательном учреждении, так и
за его пределами.
1.14. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями
взрослых. Педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей №17» ведёт
учет проделанной работы, согласовывает планирование и представляет отчетность по
административной и профессиональной линиям.
1.15. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими
международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом
Российской Федерации ”0б образовании”, федеральными законами, указами и
распоряжениями
Президента
Российской
Федерации,
постановлениями
и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих
органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в
системе Министерства образования РФ, Положением о психологической службе системы
образования РК. Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
1.16. Настоящее Положение разработано па основании Положения о службе
практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
(Приказ 636 от 22.10.99), Инструктивного письма Министерства образования РФ ”06
использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения“ №
29/1886-6 от 24.12.2001, Решения коллегии Министерства образования РФ ”О состоянии
и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской
Федерации“ N2 7 ог 29.03.95, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273ФЗ
образовании в Российской Федерации“ и Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № П 55 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», Проект Концепции-.психологической службы образования
(Приказ № 47 от 18.02.99), Проект Концепции службы специальной психологии в системе
образования (1998 г.), письмом от 27.06.2003 №228-51-5l3/16 «Методические
рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования»
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации ”06 образовании”, под
образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных цензов).
2.2. В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как
образовательных, так и социальных целей системы образования. Образовательная цель -
это приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков для получения
профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель - это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.3. Целью деятельности педагога-психолога являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного
учреждения в создании социальной ситуации и развитии соответствующей
индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для
охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников образовательного
процесса;
- содействие в приобретении воспитанниками дошкольного отделения МБОУ «Школа
– лицей № 17» психологических умений и навыков, необходимых для достижения успеха
в жизни.
2.4. К основным задачам относятся:
- психологический анализ
социальной ситуации
развития
в
образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения; содействие личностному и
интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе; формирование
у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; содействие
педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в
дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей № 17»; психологическое обеспечение
образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к
интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а
также развитии воспитанников;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов дошкольного отделения, образовательных программ и
проектов, учебно-методических пособий; участие совместно с педагогическим
коллективом дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» в подготовке и
создании условий психолого-педагогической преемственности при внедрении ФГОС ДО;
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Педагог - психолог является равноправным членом педагогического коллектива
дошкольного отделения. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических
консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет.
Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые
условия для проведения диагностической. консультативной, развивающей и
коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим
оборудованием.
3.3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17».
3.4. На время отсутствия психолога (декрет, командировка, отпуск и т.п.) его
обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.
3.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска. дополнительной
учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства
образования России и Республики Крым.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА
6.1. Психологическое сопровождение образовательного процесса, включает участие
в составлении программы развития образовательного учреждения, образовательных
программ.
6.2. Непосредственная работа педагога-психолога в образовательном учреждении.
Непосредственная задача деятельности педагога-психолога работа с детьми,
родителями (их законными представителями), специалистами, воспитателями,
администрацией.
V. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
В русле психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет
следующие конкретные мероприятия:
- Проводит работу по адаптации детей к дошкольному отделению составляет
родителям и воспитателям рекомендации, но оказанию помощи детям в адаптационный
период.
- Проводит обследование ребенка по определению познавательного уровня с целью
выявления детей в развитии и оказании своевременной коррекционно-развивающей
помощи.
- Участвует в приеме детей в логопедические группы, определяет психологическую
готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и
их коррекции; предлагает родителям методы занятий с ребенком, совместно с педагогами
дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» намечает программу
индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и
обеспечению всестороннего и гармоничного развития.
- Ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов, связанных с условиями воспитания и обучения.
- Участвует в организации психолого-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития для наиболее полного раскрытия
индивидуальных особенностей их личности, склонностей. способностей.
- Ведёт работу для создания благоприятного психологического климата в
дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей №17» оптимизирует формы общения в
педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
Консультирует педагогов, воспитателей и других участников образовательно
процесса дошкольного отделения.
- Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности
педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической
перегрузки членов педагогического коллектива.
- Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным
особенностям детей и актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика:
Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности
детей, психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода
дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей
личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также
выявление причин и механизмов нарушения в обучении и развитии.
- Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и
с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1.
Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с
целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормативам.
2.
Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной
работы, помощи в личностном самоопределении.
3.
Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявляют психологические причины нарушений общения.
5.3. Психологическая коррекция:
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога
на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Этот вид
деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей
возрастным нормативам - оказания помощи педагогическому коллективу дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» в индивидуализации воспитания и обучения
детей, в развитии их способностей. Особое место в данном направлении занимает
совместная деятельность педагога-психолога по разработке коррекционных программ
совместно с другими специалистами: логопедом, медицинским работникам и др. в
процессе обучения и воспитания.
5.3.2. При необходимости планы и программы развивающей и психокоррекционной
работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят индивидуальный
характер.
5.3.3. З. В ходе психокоррекционной работы:
1.
Психолог совместно со специалистами разрабатывает и помогает им в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон
психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на
каждом возрастном этапе.
2.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:
- в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
- в процессе специальной работы психолога с группами детей;
- в русле воспитательных мероприятий;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
5.2.4. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что
устанавливается в ходе специализирующей диагностики. В случаях. когда выявленные
отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую
природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за
границы компетенции психолога, он может быть
привлечен специалистами
в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5.4. Консультативная деятельность:
5.4.1. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей
по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного отделения МБОУ
«Школа – лицей № 17».
5.4,2. В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует
родителей (законных представителей), администрацию, педагогов дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17», по проблемам обучения и воспитания детей в
русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое
консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения,
личностного развития. по проблемам общения.
5.4.3.В русле консультативного направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей №
27» специалистов, воспитателей, родителей по проблемам психологии обучения и
воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества.
2. Способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и групповых
родительских собраниях и др.
3. Выступает в качестве эксперта консультанта при решении вопросов о психическом
состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов,
органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими
инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений
в судьбе ребенка (направление в специальные учебновоспитательные учреждения,
лишение родительских прав, усыновление и т.п.)
4. В
качестве
консультанта
принимает
участие
в
планировании
учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей
детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном
детском саду, по вопросам организации самоуправления.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как
и любой специалист службы практической психологии образования Российской
Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность
психологического заключения, адекватность используемых диагностических и
коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
информации.
6.2. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих
работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.3. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями
Президента Российской Федерации. правительственными и нормативными документами
федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, настоящим
Положением, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами,
приказами и распоряжениями органов управления
образованием
Республики
Крым; Уставом МБОУ «Школа – лицей № 17» и другими локальными актами.
рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной
компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения
современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в
компетенции представителей других специальностей (медицина, логопедия, социальная
сфера и др.); повышает свой профессиональный уровень, изучая достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической
психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе
образования; применяет современные научно-обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы:
препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой, в решении всех вопросов исходит из
интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации МБОУ «Школа – лицей № 17» и специалистов
соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение
обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и
средств; оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем образовательного процесса; оказывает необходимую и
возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; содействует
развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в
вопросах детской и возрастной психологии; соблюдает конфиденциальность имеющейся
информации,
не
распространяет
сведения,
полученные
в
результате
психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является
необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может
нанести ущерб воспитаннику или его окружению; ведет запись и регистрацию всех видов
психологической деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной
документации.
6.4. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 18-часовой рабочей
недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» с учетом норм практической психологической
деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых;
- на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом ”0б
образовании“ и соответствующими распоряжениями Правительства Российской
Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность
отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и
др.); иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 180 часов в год;
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми.
выбирать формы и методы работы, решает вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделяя приоритетные направления;
- на создание условий со стороны администрации дошкольного отделения МБОУ «Школа
– лицей № 17», необходимых для успешного выполнения профессиональных
обязанностей;
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти
распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности,
определяемым настоящим Положением;
- знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности; обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также
по вопросам их социального положения и прочих;
- участвовать в работе педагогических советов дошкольного отделения МБОУ
«Школа – лицей № 17», городской Психолого - педагогической комиссии, комиссий по
опеке и попечительству и других, регламентирующих судьбу ребенка. В случае
несогласия с решением органов педагог-психолог имеет право довести свое особое
мнение до сведения соответствующих инстанций;
- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности;
- проводить в дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей № 17» групповые и
индивидуальные обследования и эксперименты, направленные на решение конкретных
вопросов процесса образования, воспитания и развития личности воспитанников:
- выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и
научнопопулярных газетах, журналах и пр.
VII.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-
7.1. Деятельность педагога-психолога обеспечивается МБОУ «Школа – лицей №
17»
7.2. Администрацией дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17»:
- осуществляет контроль и руководство за деятельностью педагога-психолога;
- определяет социальный заказ на подготовку переподготовку кадров психологической
службы .
7.3. Администрация дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17»
руководит деятельностью педагога-психолога в данном учреждении и создает условия
для его профессионального роста.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)