ДО положение о психологической службе

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической
службы в дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей № 17» и является правовой и
организационно методической основой организации деятельности.
1.2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного,
интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на охрану
здоровья всех участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог
дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей №17».
1.4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка
и задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип «Не
навреди!»
1.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа
жизни для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего
поколения, формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех
этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию
позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения
личностного и социального развития у детей дошкольного возраста и занимается
профилактикой подобных нарушений.
1.6. Педагог психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом
дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» и родителями.
1.7. Важнейшим условием эффективности работы является взаимодополняемость
позиций психолога и педагогов дошкольного отделения в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие
плодотворной работы.
1.8. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, логопедии и других областях, органами опеки и
попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности,
оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.
Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и
взаимодополняемости позиций.
1.9. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать
специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее
образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности
«Психология» в объеме не менее 1200 часов и имеющие диплом государственного
образца.
1.10. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании согласно действующим нормативам в системе образования
Российской Федерации.
1.11. Педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17»
подчиняется заведующему дошкольного отделения и директору МБОУ «Школа – лицей
№ 17».
1.12. Профессиональное управление осуществляется методистом МБУ ДПО «ИМЦ» г.
Симферополя.
1.13. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет 18 часов в
неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и инструктивным
письмом от 04.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога психолога образовательного учреждения». Из них: 9 часов в неделю отводится на

индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную,
коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками;
На экспертную, просветительскую, консультационную работу с родителями и
педагогическими работниками по вопросам развития, обучения и воспитания детей в
детском саду; На участие в ППк детского сада. Остальное время (9 часов) приходится на
подготовку к индивидуальной и групповой работе, обработку результатов и полученных
данных, подготовку к экспертно- консультационной работе с педагогическими
работниками
и
родителями
(законными
представителями)
воспитанников;
организационно-методическую деятельность. Выполнение указанной работы педагогпсихолог может осуществлять как непосредственно в образовательном учреждении, так и
за его пределами.
1.14. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями
взрослых. Педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей №17» ведёт
учет проделанной работы, согласовывает планирование и представляет отчетность по
административной и профессиональной линиям.
1.15. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими
международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом
Российской Федерации ”0б образовании”, федеральными законами, указами и
распоряжениями
Президента
Российской
Федерации,
постановлениями
и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих
органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в
системе Министерства образования РФ, Положением о психологической службе системы
образования РК. Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
1.16. Настоящее Положение разработано па основании Положения о службе
практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
(Приказ 636 от 22.10.99), Инструктивного письма Министерства образования РФ ”06
использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения“ №
29/1886-6 от 24.12.2001, Решения коллегии Министерства образования РФ ”О состоянии
и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской
Федерации“ N2 7 ог 29.03.95, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273ФЗ
образовании в Российской Федерации“ и Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № П 55 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», Проект Концепции-.психологической службы образования
(Приказ № 47 от 18.02.99), Проект Концепции службы специальной психологии в системе
образования (1998 г.), письмом от 27.06.2003 №228-51-5l3/16 «Методические
рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования»
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации ”06 образовании”, под
образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных цензов).
2.2. В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как
образовательных, так и социальных целей системы образования. Образовательная цель -

это приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков для получения
профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель - это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.3. Целью деятельности педагога-психолога являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного
учреждения в создании социальной ситуации и развитии соответствующей
индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для
охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников образовательного
процесса;
- содействие в приобретении воспитанниками дошкольного отделения МБОУ «Школа
– лицей № 17» психологических умений и навыков, необходимых для достижения успеха
в жизни.
2.4. К основным задачам относятся:
- психологический анализ
социальной ситуации
развития
в
образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения; содействие личностному и
интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе; формирование
у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; содействие
педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в
дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей № 17»; психологическое обеспечение
образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к
интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а
также развитии воспитанников;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов дошкольного отделения, образовательных программ и
проектов, учебно-методических пособий; участие совместно с педагогическим
коллективом дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» в подготовке и
создании условий психолого-педагогической преемственности при внедрении ФГОС ДО;
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Педагог - психолог является равноправным членом педагогического коллектива
дошкольного отделения. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических
консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет.
Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые
условия для проведения диагностической. консультативной, развивающей и
коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим
оборудованием.
3.3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17».
3.4. На время отсутствия психолога (декрет, командировка, отпуск и т.п.) его
обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.

3.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска. дополнительной
учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства
образования России и Республики Крым.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА

6.1. Психологическое сопровождение образовательного процесса, включает участие
в составлении программы развития образовательного учреждения, образовательных
программ.
6.2. Непосредственная работа педагога-психолога в образовательном учреждении.
Непосредственная задача деятельности педагога-психолога работа с детьми,
родителями (их законными представителями), специалистами, воспитателями,
администрацией.

V. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика

В русле психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет
следующие конкретные мероприятия:
- Проводит работу по адаптации детей к дошкольному отделению составляет
родителям и воспитателям рекомендации, но оказанию помощи детям в адаптационный
период.
- Проводит обследование ребенка по определению познавательного уровня с целью
выявления детей в развитии и оказании своевременной коррекционно-развивающей
помощи.
- Участвует в приеме детей в логопедические группы, определяет психологическую
готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и
их коррекции; предлагает родителям методы занятий с ребенком, совместно с педагогами
дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» намечает программу
индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и
обеспечению всестороннего и гармоничного развития.
- Ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов, связанных с условиями воспитания и обучения.
- Участвует в организации психолого-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития для наиболее полного раскрытия
индивидуальных особенностей их личности, склонностей. способностей.
- Ведёт работу для создания благоприятного психологического климата в
дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей №17» оптимизирует формы общения в
педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
Консультирует педагогов, воспитателей и других участников образовательно
процесса дошкольного отделения.
- Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности
педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической
перегрузки членов педагогического коллектива.
- Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным
особенностям детей и актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика:
Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности
детей, психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода
дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей

личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также
выявление причин и механизмов нарушения в обучении и развитии.
- Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и
с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1.
Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с
целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормативам.
2.
Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной
работы, помощи в личностном самоопределении.
3.
Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявляют психологические причины нарушений общения.
5.3. Психологическая коррекция:

5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога
на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Этот вид
деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей
возрастным нормативам - оказания помощи педагогическому коллективу дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» в индивидуализации воспитания и обучения
детей, в развитии их способностей. Особое место в данном направлении занимает
совместная деятельность педагога-психолога по разработке коррекционных программ
совместно с другими специалистами: логопедом, медицинским работникам и др. в
процессе обучения и воспитания.
5.3.2. При необходимости планы и программы развивающей и психокоррекционной
работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят индивидуальный
характер.
5.3.3. З. В ходе психокоррекционной работы:
1.
Психолог совместно со специалистами разрабатывает и помогает им в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон
психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на
каждом возрастном этапе.
2.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:
- в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
- в процессе специальной работы психолога с группами детей;
- в русле воспитательных мероприятий;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
5.2.4. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что
устанавливается в ходе специализирующей диагностики. В случаях. когда выявленные
отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую
природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за
границы компетенции психолога, он может быть
привлечен специалистами
в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

5.4. Консультативная деятельность:

5.4.1. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей
по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного отделения МБОУ
«Школа – лицей № 17».
5.4,2. В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует
родителей (законных представителей), администрацию, педагогов дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17», по проблемам обучения и воспитания детей в
русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое
консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения,
личностного развития. по проблемам общения.
5.4.3.В русле консультативного направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей №
27» специалистов, воспитателей, родителей по проблемам психологии обучения и
воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества.
2. Способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и групповых
родительских собраниях и др.
3. Выступает в качестве эксперта консультанта при решении вопросов о психическом
состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов,
органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими
инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений
в судьбе ребенка (направление в специальные учебновоспитательные учреждения,
лишение родительских прав, усыновление и т.п.)
4. В
качестве
консультанта
принимает
участие
в
планировании
учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей
детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном
детском саду, по вопросам организации самоуправления.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как
и любой специалист службы практической психологии образования Российской
Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность
психологического заключения, адекватность используемых диагностических и
коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
информации.
6.2. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих
работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.3. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями
Президента Российской Федерации. правительственными и нормативными документами
федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, настоящим
Положением, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами,
приказами и распоряжениями органов управления
образованием
Республики
Крым; Уставом МБОУ «Школа – лицей № 17» и другими локальными актами.

рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной
компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения
современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в
компетенции представителей других специальностей (медицина, логопедия, социальная
сфера и др.); повышает свой профессиональный уровень, изучая достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической
психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе
образования; применяет современные научно-обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы:
препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой, в решении всех вопросов исходит из
интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации МБОУ «Школа – лицей № 17» и специалистов
соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение
обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и
средств; оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем образовательного процесса; оказывает необходимую и
возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; содействует
развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в
вопросах детской и возрастной психологии; соблюдает конфиденциальность имеющейся
информации,
не
распространяет
сведения,
полученные
в
результате
психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является
необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может
нанести ущерб воспитаннику или его окружению; ведет запись и регистрацию всех видов
психологической деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной
документации.
6.4. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 18-часовой рабочей
недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного
отделения МБОУ «Школа – лицей № 17» с учетом норм практической психологической
деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых;
- на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом ”0б
образовании“ и соответствующими распоряжениями Правительства Российской
Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность
отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и
др.); иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 180 часов в год;
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми.
выбирать формы и методы работы, решает вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделяя приоритетные направления;
- на создание условий со стороны администрации дошкольного отделения МБОУ «Школа
– лицей № 17», необходимых для успешного выполнения профессиональных
обязанностей;
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти
распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности,
определяемым настоящим Положением;

- знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности; обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также
по вопросам их социального положения и прочих;
- участвовать в работе педагогических советов дошкольного отделения МБОУ
«Школа – лицей № 17», городской Психолого - педагогической комиссии, комиссий по
опеке и попечительству и других, регламентирующих судьбу ребенка. В случае
несогласия с решением органов педагог-психолог имеет право довести свое особое
мнение до сведения соответствующих инстанций;
- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности;
- проводить в дошкольном отделении МБОУ «Школа – лицей № 17» групповые и
индивидуальные обследования и эксперименты, направленные на решение конкретных
вопросов процесса образования, воспитания и развития личности воспитанников:
- выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и
научнопопулярных газетах, журналах и пр.

VII.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-

7.1. Деятельность педагога-психолога обеспечивается МБОУ «Школа – лицей №

17»
7.2. Администрацией дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17»:
- осуществляет контроль и руководство за деятельностью педагога-психолога;
- определяет социальный заказ на подготовку переподготовку кадров психологической
службы .
7.3. Администрация дошкольного отделения МБОУ «Школа – лицей № 17»
руководит деятельностью педагога-психолога в данном учреждении и создает условия
для его профессионального роста.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(365)2442703

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».