Модели семейного воспитания, роль и место, соотношение ролей воспитателя и родителя в процессе становления личности ребенка
10.11.2020
Семейное воспитание – это система воспитания и
образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и
родственников.
Задачи семьи состоят
в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития
ребенка;
- стать социально-экономической и психологической
защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи,
воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и
умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства,
ценности собственного “я”.
Важность влияния
семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и
общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных
границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких
условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо
«проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные
чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает
как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для
будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует
снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных
ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя
безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых
способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для
ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для
ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся
копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они
находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя
так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся
одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что
аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно
отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не
только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и
благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей
(примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример
совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья играет
большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей
особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого
жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько
родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать
музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт
которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с
проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут
лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать
на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает
важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители
влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а
также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в
поведении.
У родителей ребенок
учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье
становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать
собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть
от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье;
развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка –
это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди,
которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной,
добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Семейное воспитание
имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь
человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное
(либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома:
в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя
за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с
домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.
К важнейшим принципам
современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности,
научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности,
последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности,
согласованности в воспитании. Рассмотрим модели и принципы более подробно:
Принцип
целенаправленности.
Воспитание
как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного
ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее
предполагаемый результат. В значительной степени современная семья
ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как
главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве
объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности,
изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка.
Принцип
научности. В
течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях,
здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако
в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки,
продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях
развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями
научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в
развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с
непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных
особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств
воспитания.
Принцип уважения к
личности ребенка –
принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми
особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к
каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок
пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому
не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход
за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и
т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными
задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в
воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт
характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии
малыша.
Принцип гуманности – регламентация отношения
взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии,
взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш
Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и
негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка,
такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на
собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право
на текущий час и сегодняшний день.
К сожалению, у
родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань
таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это
пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля,
гасится инициатива.
Принцип
планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего
воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность
педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и
планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах,
методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным
возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный,
результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако
бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее
осуществляется воспитание ребенка.
Принцип
комплексности и систематичности –
многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и
методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического
процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной,
природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых
лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается
с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной
степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания.
Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип
согласованности в воспитании. Одна
из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно
осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами
образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции
и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или
педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга –
необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств
и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне
И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к
воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и
надежности
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.12.2020
Дата обновления: 29.12.2020
Дата публикации: 10.11.2020