МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ № 17» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОКПО 00800137 ОГРН 1149102182570 ИНН/КПП 9102066582/910201001 улица Крымских партизан, дом 33, город Симферополь, Республика Крым, 295013, тел./факс: (3652) 44-27-03 e-mail: school17_Simferopol@crimeaedu.ru Принято решением педсовета (протокол от «30» 08. 2022г. №13 Введено в действие приказом директора от «30» 08. 2022г. № 388 Положение о рабочих программах 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС второго поколения и обновлённым ФГОС, (далее – Положение) регулирует структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, модулей и курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности МБОУ «Школа-лицей №17» г. Симферополя (далее – ОУ). 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373». - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями); - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Минпросвещения от 22.03.2021 №115. - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО). - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО). - Уставом ОУ. 1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (далее – рабочая программа) – часть основной образовательной программы (далее – ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел. 1.4. Рабочая программа является служебным документом. Исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. 1.5. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: рабочая программа – документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям ООП общего образования и возможностям конкретного учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля в достижении этих целей; примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности; оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы. 1.6. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.7. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на нее принадлежит работодателю 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО и СОО, локальных нормативных актов ОУ. 2.2. Рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты: - титульный лист (приложение 1), - пояснительная записка, - планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; - содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий. 2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает: • перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; • цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; • место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы; • УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога; • УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся. 2.5. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает: • краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО и СОО; • ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально). 2.6. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования, исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО и СОО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе кратко фиксируются: • требования к личностным, метапредметным и предметным результатам; • виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата (обновлённые ФГОС); • организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (возможно приложение тематики проектов) - для обновлённых ФГОС; • система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных материалов). 2.7. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих колонок: • наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися; • количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы; • информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. № Наименование разделов и тем Количество часов Всего Из них контрольных Электронные учебнометодические материалы ИТОГО 2.8. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов. 2.9. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарно-тематического планирования учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля на учебный год. Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок: - номер урока по порядку; - дата проведения урока по плану; - дата проведения урока фактически; - наименование темы урока; - информация о допущенных электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы; - основные направления воспитательной деятельности на уроке; - примечание (коррекция программы при необходимости). № Дата проведения урока план 1 2 3 4 5 6 7 8 факт Тема урока (работы контрольного хар-ра выделить жирным шрифтом) Электронные учебнометодические материалы (действующая ссылка) Основные направления воспитательной деятельности на уроке Примечание (коррекция программы при необходимости) Раздел 1. Указать тематику раздела и количество часов, отводимых на изучение данного раздела Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Духовнонравственное воспитание Экологическое воспитание Эстетическое воспитание Ценности научного познания Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание 2.10. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо следующим способом: • отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования. 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогом в соответствии с его компетенцией на учебный год. 3.2. Рабочая программа может быть разработана на основе: • примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; • примерной программы, входящей в учебно-методический комплект; • авторской программы; • учебной и методической литературы; • другого материала. 3.3. Рабочая программа по обновлённым ФГОС разрабатывается с помощью «КОНСТРУКТОРА рабочих программ», расположенных на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (https://edsoo.ru/constructor/). «Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя 1-4 и 5-9 классов, работающие по обновлённым ФГОС. Примерные рабочие программы, используемые в «Конструкторе рабочих программ» одобрены решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. 3.4. В рабочих программах, составленных с помощью «Конструктора рабочих программ», можно использовать предлагаемый вариант титульного листа, предлагаемый порядок разделов (Пояснительная записка, Содержание без указания количества часов, Планируемые образовательные результаты и т.д.) и предлагаемую форму тематического и поурочного планирования 3.5. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Первоначально рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также соответствия целям и задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей фиксируется в протоколе заседания. Гриф: РАССМОТРЕНО, протокол МО учителей русского языка и литературы подпись руководителя школьного МО с расшифровкой. Протокол №1 от «28 » августа 2022г. 3.6. После рассмотрения рабочей программы на школьном методическом объединении учителей-предметников, программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Далее делается запись: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата. «29» августа 2022г. 3.7. Рабочая программа утверждается ежегодно приказом директора школы до 01 сентября текущего года. Делается следующая запись: УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Приказ от « »______ 2022г. № _____ 3.8. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока. 3.9. Все изменения и дополнения, вносимые учителем или педагогом дополнительного образования в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы. 3.10. В течение учебного года учитель корректирует свою программу в случаях её невыполнения (по независящим от него причинам). 3.11. При отсутствии рабочей программы у учителя по предмету он не допускается к работе приказом директора. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте. 4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 11–12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств текстового редактора. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается автором рабочей программы. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. Далее рабочая программа в электронном варианте заверяется электронной подписью руководителя. 4.4. Электронная версия рабочей программы подлежит хранению на флеш-носителе в школе в течение всего периода ее реализации у заместителя директора по УВР. 4.5. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы (приложение 2). В аннотации указываются: - название рабочей программы; - на основе каких нормативных документов разработана; - учебник; - срок, на который разработана рабочая программа; - предметные результаты освоения основной образовательной программы; - периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор ОУ издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора ОУ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования. Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УТВЕРЖДАЮ Директор Руководитель МО учителей русского языка и литературы ________ Е.В.Малахова Протокол№ 1 от «28» августа 2022 г. по УВР ____________ Л.А.Артамонова « 29» августа 2022 г. _______________ И.В.Глушко Приказ № 316 от « 30» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (модуля, курса, внеурочной деятельности) «_________________________» (название в именительном падеже большими буквами в соответствии с рабочим учебным планом школы) Уровень образования: НОО, ООО, СОО (нужное подчеркнуть) Уровень реализации рабочей программы: базовый, углубленный, профильный (нужное подчеркнуть) для _________ класса (ов) Количество часов по учебному плану: ______ в год; _____ в неделю. Составлена в соответствии с программой: (название и авторы программы) _________________________________________________________________ Учебник: автор, название, издательство, год издания ___________________________________________________________________ Составитель: Иванова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы Квалификационная категория: высшая (первая, СЗД, специалист) Симферополь, 2022г. Приложение №2 Аннотация к рабочей программе учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» Уровень образования: начальное общее образование 1. Документы Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 1-4 классов (далее программа) составлена на основе следующих нормативных документов: Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», основной общеобразовательной программы НОО МБОУ «Школа-лицей №17» г. Симферополя . 2. Учебники В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 1 класса 1 ч. М.: «Просвещение» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 ч. М.: «Просвещение» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 ч. М.: «Просвещение» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 ч. М.: «Просвещение» 3. Срок, на который разработана программа, - 4 года. 4. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка ( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 5. Место предмета в учебном плане школы. В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа-лицей №17» г. Симферополя на изучение РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч. (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч. (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч. (10 учебных недель) урокам русского языка. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (4 ч. в неделю) выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч.). Во 2—4 классах на уроки РУССКОГО ЯЗЫКА отводится по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). 6. Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации. Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Школа-лицей №17» г.Симферополя.