1 службами, методическими предметными и межпредметными объединениями, а также органами самоуправления и общественными организациями. 2.7. Деятельность СПС ОУ строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями учащихся, а также с учреждениями образования (дополнительного, профессионального и т.д.), здравоохранения, социального развития, общественными организациями, муниципальными органами власти по вопросам осуществления социальной опеки и защиты прав и интересов детей, их психического здоровья. 1. Цели и задачи и принципы деятельности социально-психологической службы 3.1. Основной целью деятельности социально-психологической службы является личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и социализации ребенка. 3.2. Основные задачи социально-психологической службы: обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления; осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, создание правового пространства школы; адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи; обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной среды; помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о естественных склонностях и способностях ребёнка; осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации; изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность образовательного учреждения; содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса; содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации; оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде; 2 проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей; консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей; проведение психологической работы и пропагандирование здорового образа жизни среди детей, педагогов, родителей. 3.3. К основным принципам деятельности СПС ОУ относятся: • принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками школы по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию личностно-ориентированной среды в образовательном учреждении, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи; • личностно-ориентированный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний вообще и о данном человеке в частности. • позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности; • конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями, педагогами. 4. Функции социально-психологической службы 4.1. Аналитическая – предполагает анализ сложившегося социальнопсихологического климата образовательного учреждения и определения критериев, способствующих формированию комфортных условий развития и саморазвития личности, а также анализ проблем и потребностей учащихся, воспитанников, педагогов, родителей при планировании учебновоспитательного процесса и социально-педагогической деятельности. 4.2. Исследовательская – направлена на изучение условий развития ребёнка в семье, в школе; определение социального статуса семьи; определение уровня личностного развития ребёнка, психологического и физического состояния; изучение социальных ожиданий подростка, его родителей; уровня готовности к обучению, изучение нравственно-психологического климата образовательного учреждения, изучение влияния условий социума на отдельную личность. 4.3. Прогностическая – основывается на составлении прогнозов развития негативных и позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды по результатам анализа, запросов педагогов, родителей и детей. 3 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. Консультативная – включает консультирование участников воспитательной деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального, профессионального становления и развития личности. Коррекционно-развивающая – осуществляется на материале ранее проведенных наблюдений и диагностических исследований. Защитно-охранная – направлена на защиту ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней (индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками сложных и конфликтных ситуаций); на обеспечение контакта с родителями и учителями в случае возникновения конфликта; на поддержку социально незащищенных семей во все время обучения (бесплатное питание, организация летнего отдыха); на оказание помощи учащимся и воспитанникам, охрану их психофизического, нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в опеке и попечительстве, в защите прав и интересов детей в различных инстанциях: педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд, прокуратура и т.д., контроль состояния здоровья учащихся и компенсация вредного влияния социальной среды на здоровье ребёнка; помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования; оказание помощи в профессиональном самоопределении, в дальнейшем трудоустройстве или в продолжении обучения; Профилактическая – основывается на взаимодействии педагогических работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами алкоголизма и наркомании среди учащихся, профилактики суицидального и асоциального поведения. 5. Основные направления деятельности социального педагога: 5.1. Просветительская и профилактическая формирование у учащихся установки на позитивную жизнедеятельность, обучение приемам бесконфликтной коммуникации; содействие формированию способностей к самостоятельному принятию решений; анализ психологических и возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью профилактики разного рода проблем социализации учащихся; поддержка развития учащихся в различных социокультурных средах (семья, класс, школа, круг общения); организация социально-значимой деятельности учащихся. 5.2. Диагностическая анализ психологических и возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью выявления “трудных” подростков; выявление положительных и отрицательных факторов социализации личности учащегося, его психологических и медицинских проблем (совместно с психологом и медработником); диагностика семей с целью выявления неблагополучия для обеспечения защиты интересов детей; 4 5.3. 5.4. исследование по социальному составу семей учащихся (составление социального паспорта); диагностика ученического коллектива (состояние, интересы, рейтинг предметов, потребности, перспективы); социальная диагностика педагогического коллектива. Коррекционная оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, в основном “трудным” подросткам; социальная защита и поддержка учащихся в различных социокультурных средах, преодоление социальной дезадаптации учащихся; социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Консультативная консультации учащихся (индивидуальные, групповые), педагогов, родителей по вопросам социального развития, социальной помощь учащимся; консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения. 6. Основные направления деятельности педагога - психолога. 6.1. Просветительская и психопрофилактическая работа формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; подготовка совместно с социальным педагогом программ индивидуальной работы с учащимися, которые в этом нуждаются; выработка рекомендаций для создания благоприятного психологического микроклимата в школе через оптимизацию форм общения педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников школы по широкому кругу проблем; подготовка материалов к проведению мероприятий родительского всеобуча. 6.2. Психодиагностическая работа психолого-педагогическое исследование учащихся на протяжении всего периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей их развития; психологическое обследование учащихся с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормам; изучение психологических особенностей учащихся, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики. Консультирование по вопросам индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении; диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причин нарушения поведения, уровня овладения необходимыми навыками и умениями; диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин нарушения общения. 6.3. Психокоррекционная работа 5 6.4. активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в общении и поведении детей и подростков; разработка и осуществление программ, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; разработка и осуществление программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии. Консультативная работа консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих по проблемам обучения и воспитания детей; консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую; проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, общения детей со сверстниками, самовоспитания и другим. 7. Ответственность специалистов социально-психологической службы 7.1. Специалисты социально-психологической службы несут персональную ответственность за: точность психологического диагноза; адекватность диагностических и коррекционных методов; ход и результаты работы с учащимися; обоснованность выдаваемых рекомендаций. 7.2 Специалисты социально-психологической службы несут ответственность за оформление и сохранность материалов обследований и другой документации СПС. 8. Обязанности и права специалистов социально-психологической службы 8.1 Специалисты социально-психологической службы обязаны: хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы; постоянно повышать свой профессиональный уровень; участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференций и семинаров; отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы; рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции; в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка; 8.2 Специалисты социально-психологической службы имеют право: принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.; 6 посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся; знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами); выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных изданиях; вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.; иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией; обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику; обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения; обращаться в научно-психологические центры по вопросам научнометодического обеспечения службы; ставить перед администрацией школы вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса; участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д.; определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)