1
службами, методическими предметными и межпредметными объединениями, а
также органами самоуправления и общественными организациями.
2.7.
Деятельность СПС ОУ строится на основе социально-педагогического
партнерства с родителями учащихся, а также с учреждениями образования
(дополнительного, профессионального и т.д.), здравоохранения, социального
развития, общественными организациями, муниципальными органами власти по
вопросам осуществления социальной опеки и защиты прав и интересов детей, их
психического здоровья.
1. Цели и задачи и принципы деятельности социально-психологической службы
3.1. Основной целью деятельности социально-психологической службы является
личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе,
социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации
педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и
социализации ребенка.
3.2. Основные задачи социально-психологической службы:
обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и
развития личности ребенка, ее социализации и профессионального
становления;
осуществление профилактики возникновения социально-психологической
дезадаптации, создание правового пространства школы;
адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в
ней ребёнка, его семьи;
обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи,
создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной
среды;
помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение
учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех
участников образовательного процесса информацией о естественных
склонностях и способностях ребёнка;
осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов
несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности,
стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с
целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность
образовательного учреждения;
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами
образовательного процесса;
содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей,
способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой
личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по
обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной
адаптации;
оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их
заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и
школьной среде;
2
проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся,
педагогических работников, родителей;
консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по
вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей;
проведение психологической работы и пропагандирование здорового образа
жизни среди детей, педагогов, родителей.
3.3. К основным принципам деятельности СПС ОУ относятся:
• принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном
сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками
школы по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных
ситуаций и созданию личностно-ориентированной среды в образовательном
учреждении, налаживанию связей и координации деятельности со всеми
социальными институтами, занимающимися вопросами социализации
учащейся молодежи;
• личностно-ориентированный подход – признание личности ребенка высшей
социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки
переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность
знаний вообще и о данном человеке в частности.
• позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности
положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других
более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в
возможности и способности личности;
• конфиденциальность,
предусматривающая
установление
отношений
открытости, уверенности в надежности получаемой информации
и
сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность
отношений между работниками
социально-психологической службы и
учащимися, родителями, педагогами.
4. Функции социально-психологической службы
4.1. Аналитическая – предполагает анализ сложившегося социальнопсихологического климата образовательного учреждения и определения
критериев, способствующих формированию комфортных условий развития и
саморазвития личности, а также анализ проблем и потребностей учащихся,
воспитанников, педагогов, родителей при планировании
учебновоспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.
4.2. Исследовательская – направлена на изучение условий развития ребёнка в
семье, в школе; определение социального статуса семьи; определение уровня
личностного развития ребёнка, психологического и физического состояния;
изучение социальных ожиданий подростка, его родителей; уровня готовности
к
обучению,
изучение
нравственно-психологического
климата
образовательного учреждения, изучение влияния условий социума на
отдельную личность.
4.3. Прогностическая – основывается на составлении прогнозов развития
негативных и позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды
по результатам анализа, запросов педагогов, родителей и детей.
3
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
Консультативная – включает консультирование участников воспитательной
деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального,
профессионального становления и развития личности.
Коррекционно-развивающая – осуществляется на материале ранее
проведенных наблюдений и диагностических исследований.
Защитно-охранная – направлена на защиту ребёнка от социальной среды,
если у него возникают проблемы с адаптацией к ней (индивидуальные
беседы, групповые занятия с участниками сложных и конфликтных
ситуаций); на обеспечение контакта с родителями и учителями в случае
возникновения конфликта; на поддержку социально незащищенных семей во
все время обучения (бесплатное питание, организация летнего отдыха); на
оказание помощи учащимся и воспитанникам, охрану их психофизического,
нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в опеке и
попечительстве, в защите прав и интересов детей в различных инстанциях:
педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав, суд, прокуратура и т.д., контроль состояния здоровья
учащихся и компенсация вредного влияния социальной среды на здоровье
ребёнка; помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного
обследования; оказание помощи в профессиональном самоопределении, в
дальнейшем трудоустройстве или в продолжении обучения;
Профилактическая – основывается на взаимодействии педагогических
работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению
ситуаций, связанных с проблемами алкоголизма и наркомании среди
учащихся, профилактики суицидального и асоциального поведения.
5. Основные направления деятельности социального педагога:
5.1. Просветительская и профилактическая
формирование у учащихся установки на позитивную жизнедеятельность,
обучение приемам бесконфликтной коммуникации;
содействие формированию способностей к самостоятельному принятию
решений;
анализ психологических и возрастных особенностей детей, их
микросоциума, круга общения, условий жизни с целью профилактики
разного рода проблем социализации учащихся;
поддержка развития учащихся в различных социокультурных средах
(семья, класс, школа, круг общения);
организация социально-значимой деятельности учащихся.
5.2. Диагностическая
анализ психологических и возрастных особенностей детей, их
микросоциума, круга общения, условий жизни с целью выявления
“трудных” подростков;
выявление положительных и отрицательных факторов социализации
личности учащегося, его психологических и медицинских проблем
(совместно с психологом и медработником);
диагностика семей с целью выявления неблагополучия для обеспечения
защиты интересов детей;
4
5.3.
5.4.
исследование по социальному составу семей учащихся (составление
социального паспорта);
диагностика ученического коллектива (состояние, интересы, рейтинг
предметов, потребности, перспективы);
социальная диагностика педагогического коллектива.
Коррекционная
оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, в основном
“трудным” подросткам;
социальная защита и поддержка учащихся в различных социокультурных
средах, преодоление социальной дезадаптации учащихся;
социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Консультативная
консультации учащихся (индивидуальные, групповые), педагогов,
родителей по вопросам социального развития, социальной помощь
учащимся;
консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
6. Основные направления деятельности педагога - психолога.
6.1. Просветительская и психопрофилактическая работа
формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих,
общей психологической культуры, желания использовать психологические
знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;
подготовка совместно с социальным педагогом программ индивидуальной
работы с учащимися, которые в этом нуждаются;
выработка рекомендаций для создания благоприятного психологического
микроклимата в школе через оптимизацию форм общения педагога с
детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников
школы по широкому кругу проблем;
подготовка материалов к проведению мероприятий родительского
всеобуча.
6.2. Психодиагностическая работа
психолого-педагогическое исследование учащихся на протяжении всего
периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей и
потенциальных возможностей их развития;
психологическое обследование учащихся с целью определения хода их
психологического развития, соответствия развития возрастным нормам;
изучение психологических особенностей учащихся, их интересов,
способностей
и
склонностей
с
целью
ранней
диагностики.
Консультирование по вопросам индивидуального подхода к каждому
ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и
личностном развитии детей разного возраста, причин нарушения
поведения, уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление
психологических причин нарушения общения.
6.3. Психокоррекционная работа
5
6.4.
активное воздействие практического психолога на процесс формирования
личности ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по
преодолению отклонений в развитии, нарушений в общении и поведении
детей и подростков;
разработка и осуществление программ, направленных на формирование
личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
разработка и осуществление программ коррекции, направленных на
устранение отклонений в психическом развитии.
Консультативная работа
консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их
заменяющих по проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих по вопросам
выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в
школу, при переходе с одной ступени на другую;
проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по
проблемам обучения, развития, общения детей со сверстниками,
самовоспитания и другим.
7. Ответственность специалистов социально-психологической службы
7.1. Специалисты социально-психологической службы несут персональную
ответственность за:
точность психологического диагноза;
адекватность диагностических и коррекционных методов;
ход и результаты работы с учащимися;
обоснованность выдаваемых рекомендаций.
7.2 Специалисты социально-психологической службы несут ответственность за
оформление и сохранность материалов обследований и другой документации СПС.
8. Обязанности и права специалистов социально-психологической
службы
8.1 Специалисты социально-психологической службы обязаны:
хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является
необходимым
для
осуществления
педагогического
аспекта
координационной работы;
постоянно повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также
проводимых
вышестоящими
организациями
социальных
и
психологических конференций и семинаров;
отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед
администрацией школы;
рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей
профессиональной компетенции;
в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
8.2 Специалисты социально-психологической службы имеют право:
принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах,
заседаниях методических объединений и т. д.;
6
посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью
проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и
психологические исследования (в соответствии с запросами);
выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных изданиях;
вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем
лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
обращаться в случае необходимости через администрацию школы с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с
оказанием помощи школьнику;
обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
обращаться в научно-психологические центры по вопросам научнометодического обеспечения службы;
ставить перед администрацией школы вопросы, связанные с
совершенствованием учебно-воспитательного процесса;
участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании
социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д.;
определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в
соответствии с собственными профессиональными потребностями.
7
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)